Эксперты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Института прикладных экономических исследований РАНХиГС обсудили подготовку кадров по приоритетным отраслям экономики.
«Это мероприятие – ключевое событие, призванное внести существенные изменения в практику управления профессиональными образовательными организациями», – отметила в своем приветственном слове Наталья Кувшинова, Депутат Государственной Думы (седьмого созыва), сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
С докладом «Вклад системы СПО в подготовку кадров по приоритетным отраслям экономики» выступили эксперты ЦЭНО – ведущий научный сотрудник, канд. пед. наук, доцент Евгения Ломтева и старший научный сотрудник Лариса Бедарева. Презентация содержала результаты НИР «Исследование трансформации структуры подготовки в системе СПО в контексте обеспечения потребности региональных экономик в кадрах» 2025 года.
Авторы исследования предложили:
-
создать Центр профориентации с привлечением Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
-
привлечь нетрудоустроенных выпускников вузов по специальности «44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»; победителей чемпионатов профессионального мастерства; представителей реального сектора экономики предпенсионного возраста (50-59 лет);
-
утвердить приоритетность проведения строительства новых и реконструкции существующих объектов инфраструктуры системы СПО с учетом потребности региональных экономик и подготовки востребованных кадров для реализации проектов технологического суверенитета;
-
рассмотреть возможность сокращения сроков обучения в вузах по наиболее значимым для государства направлениям подготовки (специальностям), для абитуриентов, поступающих на базе СПО по той же или смежной УГСН;
-
внедрить финансовые инструменты, которые могут использоваться государством в рамках государственно-частного партнерства (далее ГЧП) в сфере среднего профессионального образования: отсрочки или рассрочки в уплате налогов; снижение ставки арендной платы за землю и другое имущество для коммерческих организаций – участников ГЧП в среднем профессиональном образовании;
-
создать базу лучших практик, ориентированных на подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики.
Заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «Российские железные дороги» Александр Збарский отметил, что ОАО «РЖД» создало в 51 колледже и техникуме, а также филиалах отраслевых вузов 148 современных тренажерных классов, аудиторий и пространств для совместной работы, раскрыл преимущества целевого обучения. Среди недостатков существующей системы сбора статистических данных эксперт отметил невозможность отследить численность выпускников колледжей, возвращающихся в регион проживания после окончания обучения в системе СПО другого региона. По его мнению, улучшить ситуацию поможет приоритетное зачисление на программы СПО, федеральный инвестиционный налоговый вычет, новые программы, трансформация подходов к итоговой аттестации и т.д.
Проректор Института развития профессионального образования Светлана Наумова в докладе «Актуальные направления развития системы среднего профессионального образования» рассказала о вызовах и приоритетах развития системы в контексте разработки и реализации стратегии развития образования до 2036 года. Основные акценты в выступлении были сделаны на разработке и актуализации ФГОС СПО с учетом потребности рынка труда; качестве общеобразовательной подготовки в СПО; поддержке талантов и мотивации молодежи; развитии наставничества и др.
Руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Клинк в своем выступлении по теме «Адаптивная модель подготовки кадров со средним профессиональным образованием в интересах и с участием работодателей» раскрыла особенности рынка труда, включающие спрос на рабочие кадры при доминировании подготовки специалистов среднего звена и необходимость закрытия потребности в кадрах в короткие сроки, в т.ч. за счет трудоустройства студентов и сокращения адаптационного периода вплоть до его исключения. В качестве примера взаимодействия предприятий региона и системы среднего профессионального образования она представила успешный опыт реализации проекта «Кадры под ключ» Красноярского края, Свердловской и Челябинской областей.
Доклад заместителя директора ГАУ ДПО РС(Я) «Институт развития профессионального образования», к.п.н. Анастасии Толстоуховой по теме «Комплексная оценка эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций Республики Саха (Якутия)» был посвящен созданию системы показателей как регионального инструмента оценки качества СПО. Основные направления комплексной оценки составили: эффективность деятельности профессиональных образовательных организаций; качество оказания услуг; качество реализации образовательных программ. На основании которых выводится общий рейтинг профессиональных образовательных организаций региона с указанием сильных и слабых сторон колледжей.
В обсуждении докладов приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), Казанская городская Дума, региональные органы управления образованием.
Экспертный семинар «Вклад системы СПО в подготовку кадров по приоритетным отраслям экономики» стал частью серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.