В Центре экономики непрерывного образования Президентской академии состоялся научно-экспертный семинар, посвященный использованию результатов оценочных процедур для формирования образовательных и предпрофессиональных траекторий школьников. В мероприятии приняли участие более 180 представителей органов управления образованием, научного сообщества и педагогов из различных регионов России.
Семинар открыла Евгения Елисеева, начальник управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти Рособрнадзора. В своем выступлении она подчеркнула важность создания цифрового трека образовательных достижений школьников, а также сообщила об апробации Индекса качества общего образования, разработанного ведомством с учетом результатов исследований Центра.
«Анализ данных различных оценочных процедур позволяет не только отслеживать индивидуальный прогресс учащихся, но и выявлять системные проблемы в образовательном процессе», – отметила Евгения Елисеева.
Старший научный сотрудник Центра Борис Илюхин представил результаты исследования, демонстрирующего возможности интеграции данных различных оценочных процедур. Собранная информация позволяет выявлять до 10-13% девятиклассников, которые рискуют выйти на рынок труда без профессионального образования. Особое внимание было уделено предметам ОГЭ с наименьшей осознанностью выбора – географии, обществознанию и информатике.
Разработанный подход дает возможность формировать индивидуальные образовательные профили учащихся, отслеживать их академический прогресс и прогнозировать дальнейшие образовательные маршруты. Полученные результаты особенно важны для совершенствования системы профориентации и разработки адресных мер поддержки учащихся, демонстрирующих рискованные образовательные траектории.
Ведущий научный сотрудник Центра, кандидат экономических наук Алексей Тищенко проанализировал динамику профильного обучения в российских школах. За последние девять лет охват профильным обучением в сельских школах значительно вырос, практически сравнявшись с городскими показателями, при этом в частных школах оно стало встречаться реже, чем в государственных. Однако исследование выявило проблему снижения наполняемости профильных классов и нехватки квалифицированных учителей в некоторых регионах.
Участники семинара обсудили необходимость разработки новых показателей для оценки эффективности профильного обучения. Особое внимание было уделено вопросу соответствия школьных программ запросам профессионального образования и экономики.
Семинар стал частью серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование», проводимых Центром экономики непрерывного образования Президентской академии. Полученные данные будут использованы для совершенствования системы оценки качества образования и профориентационной работы со школьниками.